Гитара — один из тех музыкальных инструментов, на котором приятно и довольно просто научиться играть. Система аккордов, которая позволяет сыграть на шестиструнной гитаре практически любую песню — минималистична, элегантна и логична. Но есть одна единственная неоднозначная музыкальная особенность, которая портит жизнь начинающим гитаристам. Это обозначение «H» и «B», которые постоянно все путают. Порой можно встретить когда песеннике встречается чередование одного и того же аккорда, который обозначают то Hm, то Bm.
В этой статье (и в моем видео) я постараюсь рассказать, откуда взялась эта путаница и как же все-таки правильно обозначать ноту ‘Си’. Начнем!
Откуда взялись обозначения нот?
В XI веке итальянец Гвидо Аретинский (гениальный теоретик музыки) дал начало нотной записи. Он сочинил гимн Святому Иоанну; первые буквы каждой строки легки в названия нот. Вот этот гимн:
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes.
Первая нота Ut впоследствие стала Do (от лат. Dominus — Господь), т.к. Ut было неудобно пропевать.
Кстати, я озаботился переводом этого гимна на русский язык, т.к. существующие версии перевода являются излишне художественными и явно направленными на церковные службы; мне же хотелось дословный перевод. В итоге, я его сделал на своем сайте Культурный Код, вот что вышло:
Ради очищения души,
Воззвучит сущее.
Разреши грешникам,
Всем нам,
С устами порочными,
(Совершить) чудесные подвиги,
Святой Иоанн.// автор перевода — ваш покорный слуга: Тангар Игроглаз
Итак, откуда появились ноты — мы разобрались.
Что же с нотой ‘Си’?
Из гимна Св. Иоанну видно, что изначально эту ноту Гвидо не использовал (в то время был общепринятым шестиступенный звукоряд). Это уже в 18 в. из последней строчки взяли инициалы для ноты ‘Си’ — Sancte Iohannes.
Все эти обозначения (Do Re Mi Fa Sol La Si) являются мнемоническими (т.е. основанными на ассоциациях); Гвидо использовал фаланги пальцев для того, чтобы дирижировать хором, т.н. «Гвидонова рука». Но есть и альтернативные обозначения нот — буквенная нотация, которая берет свое начало еще из античных времен (Греция ~ III в. до н.э.), где наименование нот соответствует начальным буквам латинского алфавита.
В Древней Греции наиболее популярным был Гиподорийский лад (позже перешел в Эолийский), который начинается с ноты ‘Ля’; именно поэтому буквенная нотация начинается с ‘A’; в итоге представляя собой: A, B, C, D, E, F, G.
При этом нота В там уже была, но она обозначала не ‘Си’, а ‘Си бемоль’.
Веками позже, в Средневековой Европе стали использовать другой лад, начинающийся с ‘До’, который назывался Ионийским. Именно поэтому порядок нот изменился и стал начинаться не с ‘Ля’ (A), а с ‘До’ (С):
C, D, E, F, G, A, B.
Также в новом ладу понадобилась обозначение ноты ‘Си’. В то время было две главенствующие школы — германская и английская. Немцы со свойственной им обстоятельность и приверженством к традициям, присвоили ноте ‘Си’ следующую по порядку букву — Н, получилось:
C, D, E, F, G, A, B, H
при этом B продолжила обозначать ‘Си бемоль’.
Англосаксам решили идти более новаторским путем: переименовали В в В♭ (Си бемоль), а новую ноту назвали В.
В итоге, немецкая система стала популярна в Европейских странах (в т.ч. в СССР и России), а английская — в англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада, и как ни странно — Нидерландах):
Немецкая система | Английская система | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нота | Бекар | Диез | Бемоль | Бекар | Диез | Бемоль |
до | C | Cis | ces | C | C-sharp | C-flat |
ре | D | Dis | des | D | D-sharp | D-flat |
ми | E | Eis | es | E | E-sharp | E-flat |
фа | F | Fis | fes | F | F-sharp | F-flat |
соль | G | Gis | ges | G | G-sharp | G-flat |
ля | A | Ais | as | A | A-sharp | A-flat |
си | H | His | b | B | B-sharp | B-flat |
Замечу, что есть еще и третья, альтернативное обозначение: Si и Si bemolle, которое используют Франция, Испания, Италия, латиноамериканские страны.. В общем, путаницы хватает, например, в некоторых странах нота ‘Си’ переименована в ‘Ти’.
Как правильно?
Мое личное мнение — в музыкальной теории нужна унификация. Музыка должна развиваться, музыкальная теория не исключение. Излишний традиционализм порождает проблемы (собственно, вся эта статья им посвящена), даешь формализацию и стандартизацию!
Что на ваш взгляд логичнее:
A B C D E F G
или
A B(H) C D E F G
Я думаю, ответ очевиден. С точки зрения формальной логики — буква H лишняя, гораздо удобнее использовать В♭, чем мутную дополнительную H. Собственно, современные жанры музыки, начиная с блюза и джаза используют первый вариант (во многом потому, что их родина — США).. просто потому, что это проще и логичнее. Следуйте принципу Бритвы Оккама:
Не приумножай сущности без необходимости.
При этом важно знать, что бывают разные обозначения. А лучше вообще учить ноты, так таких проблем нет 😉
Приветствую Николай!
Хотел спросить не мог ли бы ты
На простых о аккордах и попростому потихоньку песню кукушка разобрать.
Ты меня научил песню свезда по имени солнце играть. СПАСИБО ТЕБЕ
0/
https://youtu.be/ZdNZtTUftxQ
B это си — бемоль